Виды восприятия:
- целенаправленное, преднамеренное, с динамическими формами движения или показа элементов природы, архитектуры, искусства (экскурсии, движение к определенным объектам, осмотр объектов и т.д.);
- непреднамеренное (непроизвольное), при котором нет заранее поставленной цели.
Наиболее специфическими для ландшафтного проектирования факторами зрительного восприятия являются:
- условия ориентации в природном ландшафте;
- динамика естественной освещенности и подвижность колорита.
Водоемы
Большую роль в ландшафтной архитектуре играют водоемы. Они оживляют пространство вокруг, делают пейзажи более разнообразными, сложными и интересными. Подобные составляющие можно формировать при помощи прудов и ручьев, водопадов и бассейнов с фонтанами, каналов, каскадов и гротов. Добавление влаголюбивых растений или аксессуаров, а также подсветки помогает подчеркивать выбранное тематическое направление.
Восприятие зависит:
- от принадлежности человека к определенной возрастной и социальной группе;
- от его ценностной ориентации, образа жизни, традиций, нравов и обычаев в данной местности;
- от настроения;
- от вида занятий человека, его преобладающих форм отдыха.
Особенности зрительного восприятия
Эмоционально-эстетическая реакция людей в определенной ситуации отражает в первую очередь соответствие или несоответствие воспринимаемого объекта их актуальным потребностям.
Роль освещения в ландшафтном дизайне
Характер освещения непосредственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха (вспомним, как притягивает нас залитая солнцем поляна при выходе из темной чащи и т.п.). Скользящие лучи солнца на рассвете, яркое солнце днем, закаты, вечерние сумерки, лунное освещение, пасмурные дни и туманы кардинально изменяют выражение ландшафта и условия его зрительного восприятия.
Светотень выявляет форму, пластику, фактуру предметов, во многом определяет цветовое восприятие окружения и является одним из важных факторов архитектурно-ландшафтной композиции.
Из всего многообразия условий естественного освещения можно выделить наиболее типичные, специфически влияющие на восприятие ландшафтной композиции, а именно:
- дневное солнечное освещение;
- рассеянное, диффузное – в пасмурный день, туман, дождь.
В ясную погоду территория и находящиеся на ней предметы освещены солнечным направленным светом, а также рассеянным, исходящим от небосвода и облаков, который смягчает контуры, подсвечивает затененные поверхности и создает тончайшие переходы на границах света и тени. Изменение угла падения солнечных лучей значительно видоизменяет объемно-пространственную характеристику пейзажа и его элементов:
- при низком стоянии солнца над горизонтом больше освещены вертикальные поверхности, выразительно выявляется фактура горизонтальных (цвет дерева кажется светлее, а масса меньше; падающие тени на землю значительно удлинены);
- при падении солнечных лучей на поверхность под углом 45° создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм (этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящихся в освещенной зоне);
- при падении лучей под углом 60° большая часть листвы деревьев с обычной (раскидистой) формой крон (дуба черешчатого, вяза, сосны обыкновенной и других деревьев) находится в тени; наиболее выразительна при этом освещении фактура деревьев с пирамидальной и колонновидной формами крон (например, вечнозеленый кипарис, тополь пирамидальный, ель и др.).
Факторы цветовой гармонии в ландшафтном дизайне:
- особенности климата и связанного с этим естественного освещения;
- цвет местного ассортимента растительности, его изменения по временам года;
- колорит местных строительных материалов и окружающей природной среды.
Например, в районах с продолжительной зимой, особенно в северных зонах страны, яркое колористическое решение архитектурных объектов может оказывать мощное эстетическое воздействие в условиях тусклого освещения, преобладания серо-белых и приглушенных зеленых тонов в окружающем пейзаже и при отсутствии красочной листвы у деревьев.
Цвет может оказать значительное влияние на восприятие пространства, светлые цвета способны зрительно увеличивать, а темные — уменьшать пространство, теплые — приближать и холодные — удалять предметы от наблюдателя.
Цвет в ландшафтном дизайне – landscape color 400цветовые приемы в ландшафтном дизайне
В ландшафтном проектировании используется целый ряд приемов:
- цветовой контраст между главным объектом рассмотрения и фоном. Он может достигаться силой цвета, а также сочетанием холодных и теплых тонов, сопоставлением жестких и мягких цветовых оттенков;
- количественный цветовой контраст, когда на преобладающем фоне одного цвета выделяется малое цветное пятно другого;
- решение отдельных зон парка в локальном, присущем только им колорите;
- ритмическое построение цветовых композиций и пространств;
- создание иллюзии, зрительно усиливающих или ослабляющих отдельные элементы парковой композиции или ансамбля, исправляющих с помощью цветового нюанса пропорции, форму предметов и глубину пространств.
Светоцветовые формы природы в течение суток, сезона находятся в постоянной динамике, а формы и цвет архитектурных сооружений неизменны, поэтому необходимо учесть все особенности колористических изменений ландшафта. Так, одним из приемов колористического решения ансамбля может быть размещение светлых по тону зданий и светлой по колеру растительности на высоких отметках рельефа, а темных по тону, небольших по объему и низких сооружений и растительности темных оттенков — на пониженных участках, подчеркнув пластические особенности рельефа, усилив выразительность силуэта.