- Здание котельной
- Пуск котельной установки
- Котельная установка
- Нормальная эксплуатация котельной установки
- Видео — вариант печи на отработке до подключения водяной рубашки
- Приемно-сливное устройство
- Тема10. подготовка жидкого топлива к сжиганию.
- Тема11. горелки для сжигания жидкого топлива
- Выводы по расходу расчет 1
- Отзывы о бытовых котлах на жидком топливе: преимущества и недостатки
Здание котельной
2.1.1. Категория помещения котельной по взрывопожарной ипожарной опасности определяется в соответствии с «Перечнем помещений и зданийэнергетических объектов Минэнерго СССР с указанием категорий по взрывопожарнойи пожарной опасности».
2.1.2. Помещения котельной должны иметь естественную илипринудительную вентиляцию и освещение, соответствующие требованиям «Санитарныхнорм проектирования промышленных предприятий».
https://www.youtube.com/watch?v=
2.1.3. (Исключен. Изм. № 2)
2.1.4. Стены внутри производственных помещений должны бытьгладкими и окрашиваться водостойкой краской в светлые тона.
2.1.5. Пол помещения котельной на отметке обслуживания иниже должен иметь легко отмываемое покрытие.
Пуск котельной установки
3.2.1. Перед растопкой котла необходимо провестипредпусковую проверку закрытия запорных органов на мазутопроводах передгорелками и запальными устройствами в соответствии с эксплуатационнойинструкцией.
3.2.2. Перед пуском котла после простоя продолжительностьюболее 3 сут должны быть проверены исправность и готовность к включениютягодутьевых механизмов котла, его вспомогательного оборудования, средствизмерения и дистанционного управления арматурой и механизмами, авторегуляторов,а также осуществлена проверка работоспособности защит, блокировок, средствоперативной связи и проверка срабатывания ПЗК.
3.2.3. Перед пуском котла необходимообеспечить давление мазута и пара, воздуха и тяги в соответствии с требованиямиэксплуатационной инструкции.
Температура мазута перед механическими и паромеханическимифорсунками должна соответствовать его вязкости не более 2,5 °ВУ, а передпаровыми и ротационными форсунками — не более 6 °ВУ.
3.2.4. Непосредственно перед розжигомгорелок должны быть провентилированы продолжительностью не менее 10 мин топка,газоходы (в том числе рециркуляционные) при открытых шиберах газовоздушноготракта и расходе воздуха не менее 25 % номинального. Условия, обеспечивающиенеобходимый расход воздуха при вентиляции, должны указываться в местнойинструкции. Одновременно должен быть провентилирован «теплый ящик».
3.2.5. Вентиляция котлов, работающих под наддувом, а такжеводогрейных котлов при отсутствии дымососов должна осуществляться дутьевымивентиляторами и дымососами рециркуляции газов.
3.2.6. Растопка котлов с уравновешенной тягой должна вестисьпри включенных дымососах и дутьевых вентиляторах, а растопка котлов, работающихпод наддувом, — при включенных дутьевых вентиляторах.
3.2.7. Растопка котла на сернистом мазуте должна проводитьсяс предварительно включенной системой подогрева воздуха передвоздухоподогревателем.
3.2.8. По условиям взрывобезопасности растопка котла намазуте может начинаться с розжига любой горелки или группы горелок ивыполняться в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатациикотельной установки.
3.2.9. При погасании или невоспламенении при розжиге любойиз горелок должна быть немедленно прекращена подача на нее мазута, отключенозапальное устройство. Растопка котла может продолжаться розжигом последующихгорелок, если в работе осталась хотя бы одна горелка. Если же в работе неосталось ни одной горелки, то следует руководствоваться указанием п. . Повторный розжиг отключеннойгорелки должен быть произведен после устранения причин ее погасания илиневоспламенения.
3.2.10. Розжиг горелок при растопкекотла должен производиться с помощью запального устройства; отключениезапального устройства должно выполняться после стабилизации горения факелагорелки.
(Новая редакция. Изм. № 2)
3.2.11. В случае обрыва факела втопке должна быть немедленно прекращена подача топлива к котлу и выключенызапальники. Только после выполнения вентиляции топки и газоходов в течение 10мин и устранения причин погасания топки можно приступить к растопке.
Котельная установка
2.3.1. Конструкция топки котла и размещение в ней горелокдолжны обеспечивать возможность ведения устойчивого процесса горения и контроляза этим процессом и исключить возможность образования застойных и плоховентилируемых зон.
2.3.2. Ввод рециркулирующих газов в топочную камеру недолжен нарушать устойчивость процесса горения.
2.3.3. Для вновь проектируемых котельных установокпаропроизводительностью не менее 60 т/ч, оборудованных взрывнымипредохранительными клапанами, каркасы и металлоконструкции топки и газоходовдолжны быть рассчитаны на давление внутри топки и газоходов, превышающееатмосферное не менее чем на 200 кгс/м2 (2000 Па).
Каркасы топки игазоходов вновь проектируемых котлов паропроизводительностью 60 т/ч и выше,оборудование которых взрывными предохранительными клапанами являетсянеобязательным, должны быть рассчитаны на внутреннее давление, превышающееатмосферное не менее чем на 300 кгс/м2 (3000 Па), для установок,работающих под разрежением, и на внутреннее давление, превышающее максимальноерабочее не менее чем на 300 кгс/м2 (3000 Па), для установок,работающих под наддувом.
2.3.4. В топке котла должны быть установлены гляделки,обеспечивающие возможность наблюдения за горением и исключающие возможностьвыброса пламени. Дверцы лазов, люков и гляделок в топке и газоходах котладолжны быть плотными и иметь прочные запоры, исключающие их самопроизвольноеоткрытие.
2.3.5. Газоходы на линии отвода продуктов сгорания игазоходы рециркуляции продуктов сгорания в топку котлов не должны иметьневентилируемых участков, в которых мог бы задерживаться или скапливатьсягорючий газ.
2.3.6. Воздушный тракт котла от воздухоподогревателя догорелок должен выполняться таким образом, чтобы была обеспечена возможность егополной вентиляции продувкой в топку.
2.3.7. На котлах объем, где размещаются коллекторы иподвески котла («теплый ящик»), должен быть вентилируемым.
2.3.8. Площадки для обслуживания мазутных форсунок, а такженад выхлопными отверстиями взрывных предохранительных клапанов топки игазоходов должны быть сплошными.
2.3.9. На котельных установках паропроизводительностью менее60 т/ч, кроме котлов, изготовленных из мембранных газоплотных панелей, и котловс одноходовым движением газов, взрывные предохранительные клапаныустанавливаются в случаях, предусмотренных действующими «Правилами устройства ибезопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов».
На котельных установках паропроизводительностью 60 т/ч ивыше взрывные предохранительные клапаны в топке и по всему воздушному игазовому трактам до дымовой трубы разрешается не устанавливать, если это непредусмотрено проектом котла.
Газоходы от котла до дымовой трубы должны быть рассчитаны нарабочее давление (разрежение).
2.3.10. Котлы должны быть оборудованы средствами очисткиконвективных поверхностей нагрева и воздухоподогревателей.
2.3.11. Воздухоподогреватели котлов должны быть оборудованысредствами пожаротушения. В качестве основного противопожарного средстваследует использовать воду. Для тушения пожара в конвективной шахте котла струбчатым воздухоподогревателем допускается вместо воды применять перегретыйили сухой насыщенный пар.
2.3.12. Растопочные горелки действующих котлов должны бытьоснащены запально-защитными устройствами. Остальные горелки действующих котловдолжны быть оснащены запальными (ЗУ) или запально-защитными устройствами (ЗЗУ).
Все горелки вновь вводимых котлов должны быть оснащены ЗЗУ.
2.3.13. На каждой горелке следует устанавливать гляделку,позволяющую наблюдать за факелом данной горелки и состоянием форсунки.
2.3.14. Должна предусматриваться возможность отключенияподачи топлива на горелку вручную с площадки обслуживания.
2.3.15. Крепление форсунки к колодке должно обеспечиватьгерметичность соединения и быстрое снятие и установку форсунки. Применениепрокладки в соединении форсунки с колодкой не рекомендуется.
Нормальная эксплуатация котельной установки
3.3.1. В процессе работы котла необходимо следить за:
ведением топочного режима в соответствии с режимной картой,не допуская работы топки с химической неполнотой сгорания топлива и выноса изтопки сажистых частиц;
давлением мазута после регулирующего клапана, не допускаяснижения его ниже предела, указанного в режимной карте;
температурой мазута перед форсунками, не допуская ее сниженияниже значений, определенных в соответствии с указаниями п. ;
факелом, особенно при переходе с одного вида топлива надругое, не допуская его погасания.
3.3.2. Очистка поверхностей нагрева работающего котла должнапроизводиться в соответствии с требованиями эксплуатационной инструкции.
3.3.3. Осмотр мазутопроводов котельной должен производитьсярегулярно по утвержденному графику. Сроки осмотра устанавливаются всоответствии с «Правилами технической эксплуатации электрических станций исетей».
3.3.4. Не реже одного раза в смену должен производитьсявнешний осмотр работающих форсунок, и при необходимости их следует заменить.
Мазутные форсунки перед установкой на котел должны бытьиспытаны на водяном стенде для проверки их производительности и качествараспыла.
На электростанции (котельной) должен быть выделенответственный за стенд и проверку на нем мазутных форсунок.
3.3.5. Запрещается во время обхода работающего котлаоткрывать люки, лазы на котле за исключением кратковременного открытиясмотровых лючков и гляделок при условии нахождения сбоку от них.
Видео — вариант печи на отработке до подключения водяной рубашки
Принцип работы такого котла тоже довольно прост: из расходной емкости насос подает отработку в испарительную камеру, где она нагревается и превращается в пар. Пар поднимается в камеру сгорания, смешивается с воздухом и нагревает воду в контуре. Горячая вода поступает в трубы и батареи, обогревает помещение и возвращается обратно в котел.
Как показывает практика, котел на отработанном масле – это эффективное устройство для отопления, к тому же доступное по себестоимости
Как показывает практика, котел на отработанном масле – это эффективное устройство для отопления, к тому же доступное по себестоимости
Как показывает практика, котел на отработанном масле – это эффективное устройство для отопления, к тому же доступное по себестоимости
Приемно-сливное устройство
Железнодорожная разгрузочная эстакада для приема железнодорожных цистерн с мазутом сооружается в виде двух продольных стенок, между которыми устраивается сливной лоток. Стенки выполняются из бетонных блоков. В зависимости от высоты стенки эстакады и грузоподъемности цистерн по низу и верху стенок выполняются железобетонные пояса.
При подаче мазута в цистернах грузоподъемностью 50-60 т эстакада со сливным лотком может выполняться облегченной конструкции без устройства железобетонного днища. Разработана также более совершенная эстакада со сливным лотком из железобетонных двутавровых элементов длиной 5,6 м, массой по 12,5 т, представляющих собой стенки эстакады (рис. 5.16).
Нижние тавры стенок соединяются петлевыми стыками, которые замоноличиваются и образуют днище. Стенки по верху в продольном направлении соединяются петлевыми стыками. Во избежание промерзания основания под днищем лотка выполняется шлаковая засыпка. Лоток для стока мазута имеет продольный уклон 0,01 к центру эстакады, откуда мазут сливается в промежуточную емкость. Отводящие лотки выполняются из конструкций, аналогичных конструкциям железнодорожной эстакады.
Приемная емкость основного мазутного хозяйства должна быть рассчитана не менее чем на 15 % емкости цистерн, устанавливаемых под разгрузку. Обычно приемная емкость представляет собой два подземных резервуара емкостью по 600-1000 м 3 . Для обслуживания цистерн сооружается специальная эстакада из сборных железобетонных элементов.
Тема10. подготовка жидкого топлива к сжиганию.
Принципиальная схема мазутного хозяйства котельной. Подготовка мазутак сжиганию (температура подогрева, применение присадок).
Принципиальная схема мазутного хозяйства котельной.
При эксплуатации котельных установок мазутиспользуется в качестве: основного и единственного вида топлива; резервного иаварийного топлива, когда основным топливом является газ; растопочного топлива,когда основным является сжигаемое в пылевидном виде твердое топливо.
Доставка мазута обычно осуществляетсяжелезнодорожным транспортом в цистернах. К установкам, находящимся на небольшомрасстоянии от нефтеперерабатывающих заводов, мазут подается по трубопроводам.
Мазутное хозяйство при доставке мазутажелезнодорожным транспортом состоит из следующих сооружений и устройств:сливной эстакады и промежуточной емкости; мазутонасосной с насосами дляперекачки мазута; мазутохранилища с железобетонными или металлическимирезервуарами; систем мазутопроводов между емкостями мазута, мазутонасосной икотельными установками; устройств для подогрева мазута и очистки сточных вод;установок для приема, хранения и ввода в мазут жидких присадок; системпожаротушения.
Схема мазутного хозяйства изображена на рис. 10.1.Из железнодорожных цистерн, располагающихся в период слива на эстакаде, мазутпо переносному сливному лотку поступает в сливной желоб и далее по отводящейтрубе – в приемную емкость. Из нее мазут насосами закачивается в емкостимазутохранилища (как правило, устанавливается не менее двух емкостей).
Из неепо мере необходимости через фильтры грубой и тонкой очистки и подогревателинасосами мазут подается в горелки котлоагрегатов. Часть разогретого мазутанаправляется по линии рециркуляции в маузтохранилище для разогрева находящегосятам мазута. Во избежание застывания в трубах мазут непрерывно в них циркулирует—пройдя вдоль котельной, возвращается на площадку мазутохранилища. Вместе смазутными линиями прокладывают паровые и снабжают общей изоляцией.
Рис. 10.1. Схема подготовки мазута: 1 —цистерна; 2 — канал (лоток); 3 — приемный бак; 4—насос перекачки из приемного бака; 5 — основной резервуар; 6,10 —фильтры грубой и тонкой очистки; 7, 11 — насосы I и IIступеней; 8 — подогреватель мазута; 9 —линия рециркуляции мазутной насосной;
Мазутные фильтры предназначены для грубой и тонкойочистки (число отверстий на сетке 5 или 40 на 1 см 2) мазутов оттвердых остатков нефтяных фракций и механических примесей.
Подготовка мазута к сжиганию.
Для снижения количества донных отложений придлительном хранении, уменьшения количества образующейся при горении сажи иуменьшения загрязнения поверхностей нагрева котла к мазуту добавляют жидкиеорганические или водорастворимые минеральные присадки (0,5 – 2 кг/т), например,серии ВНИИНП.
Подогрев мазута необходим для обеспечения его тонкого распыливания поусловиям интенсификации горения. Мазут марки М40 следует подогревать дотемпературы 80 – 100 °С, марки М100 — 100 —120 °С, марки М200 (наиболеевысокопарафинистый) — не ниже 135 °С.
Для обогрева сливных лотков и подогрева мазута в приемных и основныхрезервуарах до 70 °С обычноиспользуется пар с давлением 0,6 – 1,2 МПа или горячая вода с температурой до150 °С.
Тема11. горелки для сжигания жидкого топлива
Мазутные форсунки (механические, с распыливающей средой,паромеханические комбинированные, ротационные): конструкция, принцип действия,область применения, достоинства и недостатки. Воздухонаправляющие устройства.
Мазутные форсунки.
Форсунка является одним из трех устройств (наряду своздухонаправляющим устройством и фурмой – амбразурой), образующих горелку.
Тепловые электростанции снабжаются газом от газораспределительных станций (ГРС) через газораспределительные пункты (ГРП) (рис. 5.1.) Последние вместе с системой газопроводов составляют газовое хозяйство ТЭС. На газомазутных конденсационных электростанциях мощностью до 1200 МВт и газомазутных ТЭЦ с расходом пара до 4000 т/ч может быть один ГРП, а на остальных электростанциях их количество должно быть не менее двух.
Производительность ГРП на электростанциях, где газовое топливо является основным, рассчитывается на максимальный расход газа всеми рабочими котлами, а на электростанциях, сжигающих газ сезонно,— по расходу газа для летнего режима ГРП размещают в отдельных зданиях или под навесами на территории электростанции.
К каждому ГРП газ подводится по одному газопроводу (без резервного) от расположенной вне территории электростанции ГРС Давление газа перед ГРП 0,6—1,1 МПа, а после ГРП требуемое его значение определяется потерями давления до самого удаленного от ГРП котла и необходимым давлением газа перед горелками и составляет обычно 0,13— 0,2 МПа.
Рис. 5.1.
I— запорная задвижка, 2 — расходомер, 3—фильтр, 4 — регулятор давления, 5—предохранительный клапан, 6 — байпасная линия, 7 — регулятор расхода газа; 8— импульсный отсечный быстродействующий клапан, 9 — пробковый кран.
В ГРП имеются рабочие нитки газопровода, нитки малого расхода, включаемые при малом потреблении газа, и резервная нитка с ручным управлением арматурой. На рабочих нитках и нитках малого расхода устанавливают автоматические регуляторы давления и защитные регуляторы, действующие по принципу «после себя». Защитные регуляторы настраивают на повышенное давление по сравнению с рабочим и при работе в расчетном диапазоне полностью открыты
В пределах ГРП и до котлов прокладка газопроводов наземная. Подвод газа от каждого ГРП к магистрали котельного отделения и от нее к котлам не резервируется и может выполняться однониточным. Газовый распределительный коллектор котлов прокладывается вне здания котельного отделения.
При заполнении газом газопроводы должны продуваться им через сбросные свечи до вытеснения всего воздуха, а при освобождении от газа продуваться воздухом до вытеснения всего газа. Эти требования обусловлены тем, что при объемной концентрации природного газа в воздухе 0,05—0,15 (5—15%) образуется взрывоопасная смесь Из сбросных свечей газ выпускается в места, откуда он не может попасть в здания и где исключена возможность его воспламенения от какого-либо источника огня. На газопроводах устанавливается только стальная арматура.
Выводы по расходу расчет 1
По приведенным данным расхода топлива можно оценить стоимость отопления за сезон.
- Берём отопительный сезон 6 месяцев, или 180 суток.
- Для дома 300 метров требуется котел 30 кВт (1 кВт на 10 метров).
- Выбираем котел по списку выше на 34,9 кВт, который расходует в среднем 12 литров дизельного топлива в сутки. (10,0-14,5 л).
- Максимальный расход топлива за 180 дня будет 180×14,5=2610 литров.
- Мы понимаем, что топить на максимуме весь сезон никто не будет. Считаем, что 90 дней отопительного сезона котел работает на 100%, а 90 дней на 50%.
- Получаем: 90×14,5 90×14,5/2=1305 652,5=1957,5 литров.
- Дизельное топливо 1957,5 литров стоит (розница по 38 рублей) 74385 рублей (1240 руб. в месяц).
В статье «Упрощенный расчет системы отопления» я показывал расчет по мощности котла отопления. Ниже будет другой расчет, который покажет другие результаты.
Отзывы о бытовых котлах на жидком топливе: преимущества и недостатки
Преимущества | Недостатки |
Надежность – жидкотопливные котлы, особенно если это европейская дорогостоящая модель, отличаются долговечностью и беспроблемностью | Использование далеко не всегда оправдано в экономическом плане. У дизельных моделей высокая стоимость топлива, а у модели на отработанном масле сами по себе стоят крайне дорого. Для получения выгоды нужно соблюсти немало условностей. |
Эксплуатационные расходы – практически любой вид топлива можно добыть по достаточно низкой цене, особенно отработанное масло | Энергозависимость – в виду наддувных горелок все жидкотопливные модели требуют подключения к электросети |
Автономность – после запуска и настройки котлы практически не требуют вмешательства человека на протяжении всего сезона | Довольно шумная работа горелок и котлов в целом, однако владельцы отмечают, что шум не слышно даже за тонкими стенами котельного помещения |
Наличие как одноконтурных, так и двухконтурных моделей | Необходимость в хорошей вентиляции, согласно отзывам владельцев – принудительной, естественная не избавляет помещение от постоянного запаха горючего |
Практически все модели оснащены стандартным перечнем систем защиты | |
На подключение и монтаж не требуется разрешение |